Город Котлас
Рейтинг: +6 Голосов: 6 8474 просмотра
article158.jpg
Котлас — город (с 1917) в России, административный центр Котласского района (в состав которого не входит) и городского округа «Котлас» Архангельской области. Население 60,5 тысяч человек (2011). Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.
 

 
Климат

В Котласе умеренно-континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.
 

 
 Муниципальное образование "Город Котлас"
 
В 2004 году был образован муниципальный район «Котлас», состоявший из 2 городских поселений:
  • Котласское городское поселение:
    • Котлас (административный центр муниципального района),
  • Вычегодское городское поселение:
Эта структура встретила множество возражений, и в 2005 году муниципальное образование «Котлас» получило статус городского округа, состоящего из 4 населённых пунктов.
Котлас также является центром сельского поселения ЧеремушскоеКотласского района.
 

 
Герб Котласа
 
Первый герб Котласа был утверждён 9 октября 1987 года. Его автор — котласский художник Юрий Иванович Чирков. Работы по созданию и утверждению нового герба велись в течение 10 лет. Свидетельство о регистрации герба было получено 6 июля 2007 года. Его автором, так же как и предыдущей версии, стал Ю. И. Чирков. Герб является одновременно символом и города, и муниципального образования.
 
   В Положении о гербе Котласа дано толкование герба:  В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города.
  • Лазурь — символ красоты и величия.
  • Червлень — символ мужества.
  • Золото — символ богатства, справедливости.

 


 
История
 
 
 
Первоначально вблизи современного Котласа находилось финно-угорское поселение Пырас. В публицистике XIX века указывается, что Пырас находился в устье Вычегды на месте Котласа. Небольшое зырянское селение Пырас в устье Вычегды существовало уже в XIV веке.
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход».
Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми в 1379 году.
Первое упоминание названия «Кодлас» (Котлас) относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана «Уговорная память», которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам. В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории  В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана.
В 1674 году Котлас попадает на карту Московии французского картографа Гийома Сансона и обозначается как „Kotlas“. Факт сам по себе интересный для истории, несмотря на то, что карта изобилует географическими ошибками. До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было пароходной пристани, а находилась она на противоположном берегу, у деревни Усть-Курья[13]1677 году в Амстердаме вышла в свет книга Бальтазара Койэтта — богатого нидерландского купца из дворян в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.Возможно, что Пырас — понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого и была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона.Утверждённым 13 мая 1895 г. положением соединенного присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции „Пермь“ Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков, Пермь — Вятка и Вятка — Котлас, различного значения: линия Пермь — Вятка являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом; линия Вятка — Котлас главным своим назначением имела доставление северу России дешевого хлеба.
 
В конце XIX века Котлас стал крупной железнодорожной станцией. В январе 1899 года была завершена постройка железной дороги Пермь — Вятка — Котлас длиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах.На 1923 год Котлас состоял из четырёх деревень и поселка железнодорожников.Значение Котласского железнодорожного узла возросло в начале 30-х годов прошлого века. В 1930 году на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год.17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.
 

 
Население
 
Численность населения города Котлас
1911 1926 1939 1959 1967 1979 1989 2010
400 4 000 17 300 52 608 61 000 61 454 68 021 60 562
 

 


 
Транспорт
 
В транспортную систему города входит «Аэропорт Котлас», вокзал — крупный железнодорожный узел как пассажирских, так и грузовых перевозок. В городе планируется строительство авто-дороги Киров-Котлас-Архангельск.Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушский сельсовет.
 

 
Экономика Котласа
 
Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет муниципального образования «Котлас». Основное предприятие — Сольвычегодское отделение Северной железной дороги — расположено в посёлке Вычегодский. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.
   Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих и помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.
   Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой — увеличило конкуренцию, приведя на котласский рынок товары из других городов.  Серьёзная проблема для экономики Котласа — отсутствие в городе производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством от Северодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле и мазуте и энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе.[24] Подведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.  Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %).
   6 % производства приходится на строительство. В послеперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты. 
   Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, не обеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация муниципального образования активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства — в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.
   Сфера услуг в городе развита недостаточно, это касается и бытовых, и специализированных её областей. В 2008 году муниципальное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками, прошло процедуру банкротства и этот рынок был занят частными перевозчиками.
 

 
 
Основные предприятия города:
  • Аэропорт «Котлас» ОАО «Авиакомпания Трансавиа-Гарантия»
  • ГОУП «Пищекомплекс „Котласский“»
  • Котласский порт, Филиал ОАО «Северное речное пароходство»
  • Лимендская база обслуживания флота, представительство ОАО «Северное речное пароходство»
  • ОАО «Котласская птицефабрика»
  • ОАО «Котласский электромеханический завод»
  • ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»
  • ОАО РЖД ВЧ-6 и ЛВЧД-12 ПЧ-26
  • ООО «Издательский дом „Юг Севера“»
  • ООО «Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат»
  • ФГУ «Севводпуть» (Северодвинское ГБУВПиС)
 

 
Культура
 

 
 
Достопримечательности
 
 
  • Памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе установлен на берегу Северной Двины 1 ноября 1987 года. Его авторы — архитектор И. А. Шадрин и скульптор Валентин Михалёв.
  • Памятник паровозу, установленный рядом с вокзалом.

Средства массовой информации

Печатные
  • «Вечерний Котлас» — независимая общественно-политическая газета. Издается с 1991 года. Тираж 8350 экз.
  • «Двинская Правда» — старейшая газета города (основана 14 сентября 1930 года).
  • «Котласский Курьер» — независимая информационно-рекламная газета. Издаётся с 2007 года. Тираж 5000 экз.
  • «Котлас-точка» — городская молодежная газета.
  • «Новодвинский рейтинг» — рекламное издание. Тираж 34300 экз.
  • «City&Life» — рекламный глянцевый журнал. Формат А5, 48 страниц. Тираж 3000 экз.
  • «Юг Севера» — рекламно-информационное издание. Издается с 1998 года. 32 страниц А3, полноцвет. Тираж 43000 экз. Распространяется бесплатно.
  • газета "Сити Информ" - рекламно-информационное издание.
 

 
Города-побратимы

Использованы материалы: http://ru.wikipedia.org

22 августа 2012 -
Комментарии (1)
Николай # 24 октября 2015 в 22:34 0
Старая информация и не верная. Бахчисарай - это Россия! А ещё Котлас отличается от других городов нагоромождениями во дворах частных парковок, огороженных подручными средствами, что очень мешает и в без того тесных дворах.
Контент 8
Контент 9
Контент 10
Контент 11
Контент 12
Контент 13